За что мы любим поэзию?

За что мы любим поэзию? Если чисто по-житейски, – за то, что она берет за живое. Да и классик высказался предельно просто и доступно: «чувства добрые он лирой пробуждал».

А если взглянуть на поэзию и её структуру (извините за столь казённое словечко), то следует подчеркнуть, что степень воздействия на сердца читателей достигается не столько темой, сюжетом, формой, ритмом и рифмой, сколько образами – без чего «лира», понятное дело, мертва.

Вот за нее-то мы не только любим, но и ценим творения почитаемых нами художников слова. Именно художников, ведь инструментом их воздействия на нас являются как раз такие языковые, известные нам со школы конструкции, как сравнение, метафора, эпитет, гипербола, а также менее известные – антитеза (сухой дождь) и оскюморон (оглушительный шепот, горячий снег). Без таких «технических» средств, составляющих образность, невозможно воздействовать на эмоции, умы и чувства читателей…

Сказанное, конечно же, не может и близко претендовать на оригинальность. Мы хотим выразить цель, ради которой создана эта книжечка: на примере образного мышления одного поэты, конкретно Виктора Байдака, дать возможность читателю еще раз осмыслить, пережить, прочувствовать сказанное автором в предыдущих его изданиях. Конечно же, далеко не в полном объеме, а лишь на тех немногих примерах, которые позволят проникнуть во внутренний мир поэта, как ваятеля слова.

При этом, надо особо заметить, Виктор Байдак – не профессиональный писатель, хотя такого понятия, по большому счету, в литературе не существует. Талант, он либо есть, либо его нету – и никаких снисхождений тут быть не может. Но оговорку мы делаем только для того, чтобы читатель знал, с кем он имеет дело. Виктор Байдак – выходец из рабоче-крестьянской среды, всю жизнь пашет на земле в пригороде Днепра – Краcнополье, параллельно вкалывал на заводе, служил в армии, последние почти десять лет «врачует» технику в системе «Днепроводоканала». На сегодняшний день ему полтинник с хвостиком, с юных лет он увлекается живописью, резьбой по дереву, и только лет пятнадцать тому ударился в поэзию. Виктор досконально знает Библию, наизусть шпарит всего Омара Хаяма – своего наставника по жизни и учителя в поэзии. О человеческих качествах автора, его лингвистических возможностях в полном объеме сказано в отдельной книге – «Планета по имени Виктор Байдак». Кто заинтересуется, почитает.

И все-таки вернемся к предмету нашего разговора. На сей раз обратимся к мнению авторитетов – лингвистов и литературоведов. Очень точно, к тому же образно высказалась Лидия Силина. В образе, утверждает она, – «смыслы играют в прятки, прячутся между строк». А научное определение ему дает ученый
А. Потебня. Для него (цитируем) «образ есть внутренняя форма слова, сочетания слов, художественного произведения в целом. Основные его характеристики таковы: поэтический образ есть эстетический феномен, возбуждающий чувственное восприятие; он конкретен, пластичен, поскольку, как бы скрупулезно ни воссоздавал бы автор свое умозрение в тексте, читатель всё равно способен домыслить, «достроить» изображение, исходя из собственного опыта.

Трудно, конечно, «врубиться», но читаем далее: «Уже в начале XX в. был ясен один из путей развития «безобразного» поэтического искусства –– «отвлечённость» (В. Я. Брюсов), ближе всего к которой оказался постмодернизм. В XIX столетии противопоставлялись «поэзия чувства» и «поэзия мысли»; XX век закончился на преобладании второй тенденции…»

Читая стихи Виктора Байдака, понимаешь, что смысл и содержание их не противопоставляются «поэзии чувств» и «поэзии мысли». Наоборот, они органично вплетаются в тексты и составляют единое целое произведения. А еще точнее всё сказанное можно вложить в три слова: «Образность – это душа поэзии». И овладеть ею могут только избранные, наделенные талантом люди.

Александр ДАВЫДОВ,

директор «Журфонда»,

лауреат литературных премий

им. Владимира Даля и Николая Шутя